Новости
Переговоры об изготовлении двух аэросаней Вепрь

26.11.2012 :: Переговоры об изготовлении двух аэросаней Вепрь


Обновлен дизайн нашего сайта

25.11.2012 :: Обновлен дизайн нашего сайта


Отзывы
Рудый Александр
Низкие цены. Хорошее качество. Изготовили в срок. Результатом очень доволен.
Евгений М.
Ребята молодцы!! Катер замечательный получился! Успехов вам!!!
Роман
Всегда обращал внимание на соотношение цены и качества. Но меня приятно удивили. Качество лодки оказалось намного лучше.
Бондарев Алексей
Отличная и слаженная команда. Действительно профи в своем деле.

Отзывы наших клиентов

;
Домен и сайт продаются! E-mail: in@web-sadovnik.com
Катер на воздушной подушке. История создания

"Ховеркрафт" - английская сенсация

Катер на воздушной подушке "Ховеркрафт" (1959). Архивное фото)В конце 50-ых годов произошло событие, которое оказалось в центре всеобщего внимания и получило резонанс как среди специалистов-транспортников, так и среди широких слоёв населения. 11 июня 1959 года бизнесменам и журналистам было продемонстрировано необычное судно, способное часами парить над водной поверхностью. А уже через месяц катер на воздушной подушке "Ховеркрафт", созданный не специалистом-гидродинамиком, а инженером-электронщиком Кристофером Коккерелом, пересек Ла-Манш за 2 часа 3 минуты, развив при этом среднюю скорость в 25 узлов. За штурвалом в этот день был сам автор революционного транспортного средства.

Эта широко разрекламированная демонстрация скоростных возможностей судна на воздушной подушке вызвала взрыв энтузиазма во всем мире. Наибольшую заинтересованность в судах нового типа проявили Англия, США, Франция, Канада и Япония. Но так ли нова идея использования воздушной смазки для снижения сопротивления водной среды? 

Начало теоретических разработок

Э. Сведеборг - автор идеи передвижения при помощи воздушной подушкиИдея передвижения при помощи воздушной подушки впервые была зафиксирована в 1716 г. шведским ученым Э. Сведеборгом. Именно он разработал схему судна, под днище которого нагнетался воздух и, таким образом, оно приподнималось над поверхностью воды, уменьшая площадь соприкосновения. Однако на тот момент не существовало достаточно мощного механического двигателя, а мускульной силы человека для вращения двух воздушных винтов было явно недостаточно.

Прошло почти 140 лет и в 1853 г. в России неким Ивановым, архитектором из Архангельска, был предложен проект «трехкильного духоплава» – судна, «которое с помощью воздушной на нем машины вгнетанием воздуха под его дно может плыть со значительной быстротой против ветра и стремя воды». Судя по чертежам, приложенным к рапорту на имя главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями России, под судном располагались 24 воронки пирамидальной формы, воздух через которые нагнетался мехами вручную к корме. 

В конце девятнадцатого века, с появлением и широким внедрением дизельных двигателей, идея судна на воздушной подушке привлекла к себе внимание военных ведомств и в 1897 г. французский инженер К. Адер предложил конструкцию военного катера на воздушной подушке «Авион-3». Однако воплотить это предложение в жизнь не удалось.

Первая победа

российский малый ракетный катер на воздушной подушке типа "Сивуч"Впервые же реализовать идею судна на воздушной подушке удалось в 1916 году подданному Австро-Венгерской империи Дагоберту Мюллеру фон Томамюлю. Он внес существенное изменение в конструкцию торпедного катера, что позволило развить скорость почти 40 узлов (около 75 км/ч) при мощности мотора в 480 лошадиных сил. Суть его заключалась в следующем. Вентилятор нагнетал воздух под плоское днище судна, приподнимая его и, следовательно, уменьшая сопротивление воды. А чтобы воздух использовался максимально эффективно и не "убегал" в стороны, корпус судна был оснащен продольными килями – скегами. Этот принцип уменьшения расхода воздуха является максимально экономичным и достаточно часто используется сегодня у судов, предназначенных для движения только над поверхностью воды. Например, в отдельных моделях военных катеров, в частности, в российском малом ракетном катере типа "Сивуч". 


Существенный вклад в разработку теоретических основ идеи воздушной подушки внес русский ученый К.Э. Циолковский, который в работе "Сопротивление воздуха и скорый поезд" (1927 г.) первым предложил заменить скеги резиновой "юбкой". Теперь нагнетаемый воздух выходил из-под днища еще медленнее и получалась настоящая воздушная подушка. Суда такого типа действительно парят над водой, могут "выползать" на берег и даже передвигаться по суше. Иначе говоря, они приобрели новое, столь ценимое качество – амфибийность.

Аналогичные работы проводились и других странах, в частности, в Германии, Швейцарии и США. Особенно известными в этой области были эксперименты американского конструктора Д.К. Уорнера. В 1929 г. он проводил публичные испытания катера на воздушной подушке, которые потерпели фиаско. Однако Уорнер не сдался и на следующий год построил новый катер. И опять ему не повезло - во время гонок катер попал в серьёзную аварию и восстановлению не подлежал. В третий раз испытывать судьбу конструктор не решился. 

Советские разработки судна на воздушной подушке

Схема судна на воздушной подушке камерного типа В.И. ЛевковаНа территории СССР в это время конструированием судов на воздушной подушке и исследованиями в этой области занимался молодой специалист в области аэродинамики В.И. Левков. В работе «Вихревая теория ротора» (1925 г.) он первым обосновал возможность создания судна на воздушной подушке, в 1926 г. создал аэродинамическую лабораторию, а в 1927 г., после выхода в свет трудов К.Э. Циолковского и взяв их за основу, начал опыты над моделями аппаратов на воздушной подушке. Первые модели напоминали перевернутый таз с единственным электромотором, приводящим в движение воздушный винт. 

В 1932 году Левков, будучи уже профессором, начал испытания новой модели. Она имела, в отличие от первоначальных моделей, удлиненную форму и два двигателя: в носу и корме. В 1933 г. Левков разработал методику расчета аппаратов на воздушной подушке, а в 1934 г. на базе Московского авиационного института (МАИ) были проведены первые в мире успешные испытания парящего судна – двухместного катера Л-1.

советский конструктор судов на воздушной подушке В.И. ЛевковРезультатами испытаний весьма заинтересовались военные, и по решению правительства В.И. Левков возглавил специальное КБ по проектированию судов на воздушной подушке. Оно приступило к разработке уже трехместного катера "Л-1". Испытания его начались летом 1935 года недалеко от Москвы, на Плещеевом озере. А в 1937 г. коллектив, возглавляемый В.И.Левковым, построил дюралевый катер на воздушной подушке Л-5 массой 9 т, который на испытаниях развил скорость в 73 узла, т.е. более 140 км/ч! Испытания также показали, что катер мог столь же свободно пройти над болотом, над заснеженным полем или льдом. Таким образом, судно, сконструированное Коккерелом почти через четверть века, уступало левковскому вдвое по весу и практически втрое по скорости, кроме того, оно проигрывало также в том, что было неамфибийным.

В дальнейшем было создано еще несколько парящих судов массой до 15 т, а в проектах уже фигурировали 30-тонные аппараты. Так еще в довоенные годы в СССР был построен маленький флот из полутора десятков судов на воздушной подушке. К сожалению, во время Великой Отечественной войны опытные катера, находившиеся на Балтике, погибли. После победы работы по проектированию судов на воздушной подушке были продолжены, но отсутствие легких и надежных двигателей тормозило дело. А в начале 1954 года профессор Левков умер и дело застопорилось. Лишь в конце 50-х гг., благодаря достижениям в газотурбостроении и металлургии легких сплавов, интенсивному развитию теории, а также активному пиару данной идеи после знаменитого плавания катера "Ховеркрафт" из Кале в Дувр у судов на воздушной подушке наступил "звездный час", когда они оказались в центре всеобщего внимания. 

серийное судно на воздушной подушке 60-х годовТак что считать Кристофера Коккерела первооткрывателем, как об этом в свое время писали восторженные британцы, вряд ли уместно. Как показывает история, значительный вклад в разработку теоретической части и практического воплощения идеи судна на воздушной подушке сделали всё-таки русские ученые и конструкторы. Однако К. Коккерел, безусловно, заслуживает уважения как изобретатель сопловой схемы формирования воздушной подушки (1955 г.), что стало важным этапом в развитии этого вида транспорта. Ему же принадлежит идея усовершенствования гибких ограждений или, так называемой, юбки (1957 г.), что можно сравнить с изобретением надувной шины. Кроме того, ученый активно занимался рекламой своего детища, что сыграло большую роль в возрождении интереса к самой идее. Достаточно сказать, что уже через десять лет в мире насчитывалось свыше ста серийных судов на воздушной подушке, не говоря уже о множестве экспериментальных аппаратов и спортивных катеров.

Чтобы заказать катер или любое другое судно на воздушной подушке, позвоните нам +7 (921) 440-1000 или напишите в форму обратной связи.