Новости
Переговоры об изготовлении двух аэросаней Вепрь

26.11.2012 :: Переговоры об изготовлении двух аэросаней Вепрь


Обновлен дизайн нашего сайта

25.11.2012 :: Обновлен дизайн нашего сайта


Отзывы
Рудый Александр
Низкие цены. Хорошее качество. Изготовили в срок. Результатом очень доволен.
Евгений М.
Ребята молодцы!! Катер замечательный получился! Успехов вам!!!
Роман
Всегда обращал внимание на соотношение цены и качества. Но меня приятно удивили. Качество лодки оказалось намного лучше.
Бондарев Алексей
Отличная и слаженная команда. Действительно профи в своем деле.

Отзывы наших клиентов

;
Домен и сайт продаются! E-mail: in@web-sadovnik.com
Катер на воздушной подушке. Классификации

Классификация по конструктивному принципу

Основная характерная черта катера на воздушной подушке – это система создания области повышенного давления под корпусом для поднятия и удержания судна над поверхностью. Однако на определенной высоте зазор станет настолько большим, что для компенсации утечки воздуха производительность вентилятора станет недостаточной. Подъемная сила исчезнет, и судно опустится на воду. Поэтому необходимо либо существенно увеличивать мощность двигателя для поддержания воздушной подушки, либо устранить истечение из нее воздуха. Для того, чтобы удержать нагнетаемый под днище воздух или хотя бы уменьшить его нежелательные потери существует 2 основных способа:

  1. установка по бортам судна тонких жестких пластин или килей (скегов), которые при парении судна погружены в воду. С установкой скегов эффективность воздушной подушки возрастает, однако судно перестаёт быть амфибией.
  2. прикрепление гибкого ограждения (юбки) по периметру, которое опускается до самой поверхности воды или земли, свободно пропуская волны или неровности почвы, без передачи ударов на корпус судна. Таким образом значительно повышается безопасность движения.

Исходя из выше изложенного, все суда на воздушной подушке (СВП) по конструктивному принципу делятся на два основных типа: скеговые или неамфибийные и амфибийные суда на воздушной подушке с эластичными юбками.

ракетный корабль на воздушной подушке скегового типа "Дергач", самое крупное в мире судно на воздушной подушкеСкеговые катера составляют приблизительно 10% от общего числа СВП в мире. Причем большая их часть производится в Великобритании и США, являясь собственностью военных ведомств. Скеговый тип судна не терпит неровностей на жесткой поверхности, не отличается мягкостью движения, ремонт проблематичен, требует специального оборудования. Опущенные в воду бортовые ограждения увеличивают сопротивление судов, что приводит к потерям скорости (на 20-30 узлов по сравнению с амфибийными). Однако при эксплуатации исключительно на акватории имеет ряд существенных преимуществ: хорошая курсовая устойчивость маневренность. Использование водяных гребных винтов с высоким КПД или водомётных движителей снижает уровень шума и одновременно уменьшает расход энергии на воздушную подушку, благодаря чему установки судна используются более экономично. К примеру, на советских скеговых судах на воздушной подушке типа «Орион» и «Горьковчанин» удельная мощность главных вентиляторов составляла меньше 2 кВт/т.

амфибийное судно на воздушной подушке "Рысь"Большинство же конструкторов отдаёт предпочтение аппаратам так называемого амфибийного типа. У амфибийного судна благодаря воздушным пропеллерам или турбореактивным двигателям корпус при движении полностью поднят над водой, поэтому они могут полностью отрываться от поверхности и передвигаться как над водой, так и над сушей, преодолевая препятствия, высота которых не превышает высоту ограждения воздушной подушки. При этом скорость некоторых амфибийных судов достигает 150 км/ч. В отличие от скеговых судов, которые управляются рулями обычного типа, управление амфибийным судном осуществляется с помощью больших рулей, размещаемых в отбрасываемых движителями воздушных струях, либо путем поворота упора воздушных винтов или реактивных сопл. Однако использование в качестве движителей воздушных винтов способствует возникновению ряда неудобств. В частности, ограничения по размеру судна (при массе судна 1000 т для получения скорости в 60-70 узлов необходимы двенадцать винтов диаметром по 10,7м) и значительная шумность, существенно уменьшающая комфортность судна и нарушающая тишину окружающей среды.

Стремление сохранить преимущества, присущие обоим типам судов, привело к созданию полуамфибийного судна на воздушной подушке. Периметр этого судна окаймлен эластичной юбкой как у амфибий, а гребные винты и рули работают по принципу скеговых катеров.

Классификация по схеме образования

По схеме образования воздушные подушки разделяют на 5 основных типа: камерная, скеговая, сопловая, щелевая и крыльевая (динамическая).

камерная схема образования воздушной подушкиКамерная схема – самая простая. По ней подъёмная сила возникает вследствие статического давления воздуха, подаваемого вентилятором под куполовидное днище судна. От действия подъёмной силы камера поднимается и через образовавшийся между кромками камеры и опорной поверхностью зазор происходит свободное вытекание воздуха по периметру. Чем больше подача воздуха, тем выше поднимается судно, но это требует повышенных затрат энергии, поэтому при большой высоте подъёма этот способ не экономичен. Для уменьшения истечения воздуха по краям дна устанавливают эластичное ограждение – юбку, благодаря которой судно на воздушной подушке легко преодолевает различные препятствия на суше и волнения на водной поверхности. 

скеговая схема образования воздушной подушкиБолее экономична скеговая схема, при которой корпус судна снизу огражден скегами – жесткими узкими корпусами. Такая схема используется для уменьшения расхода воздуха у судов, предназначенных для движения только над поверхностью воды. Их преимущества и недостатки рассмотрены в статье выше.

 

сопловая схема образования воздушной подушки

 

По сопловой схеме, изобретенной К. Коккереллом в 1955 году, воздушная подушка ограничивается струями воздуха, подаваемыми из наклонных сопел по периметру дна. Подъёмная сила складывается из силы статического давления на основание соплового устройства и реактивных сил истечения воздуха через сопло. Иначе говоря, струи вытекающего из сопел воздуха изгибаются так, что центробежные силы, действующие на движущиеся по криволинейным траекториям частицы воздуха, уравновешиваются повышенным давлением в подушке, и воздушная подушка как бы «запирается» этими струями. Эта схема позволяет получать большие зазоры между основанием соплового устройства и опорной поверхностью при меньших расходах воздуха. Для дополнительного уменьшения затрат мощности на образование воздушной подушки на некоторых судах по периметру дополнительно устанавливаются гибкие ограждения.

щелевая схема образования воздушной подушкиПо щелевой схеме воздушная подушка образуется в тонкой полости, из которой воздух вытекает во все стороны. Эта полость располагается между несущей и опорной поверхностями судна на воздушной подушке. Повышенное давление в воздушной подушке поддерживается в результате относительного движения поверхностей и вязкости проходящего через щель воздуха.

крыльевая схема образования воздушной подушки у самолётов
Крыльевая схема
характерна, прежде всего, для летательных аппаратов. Воздушная подушка образуется вследствие повышенного давления воздуха под крылом, например, аэроплана, при его движении с некоторым углом атаки вблизи опорной поверхности.

 

крыльевая схема образования воздушной подушки

В морских же и речных судах основную роль играют кормовые закрылки, которые перехватывают воздушный поток и направляют его вперед, запуская обратную тягу. На данных аппаратах применены водяные винты с малой нагрузкой на площадь гребня. 

 


Экраноплан «Рыбнадзор», 1978 г. Архивное фотоКрыло же имеет увеличенную площадь. Ограждение подушки и водоизмещающие элементы выполнены в виде гибких надувных баллонов. Это повысило амфибийные качества судна, но стало причиной возникновений дополнительных проблем из-за невозможности поддерживать водоизмещающие элементы над гребнями волн в процессе старта и полета (теряется воздушная подушка и "привязка" к экрану, нарушается устойчивость полета). Данная схема воздушной подушки для серийных транспортных суден признана в мире бесперспективной по технико-экономическим показателям.